
Основными частями кондиционера являются:
- вентилятор;
- дроссель;
- конденсатор;
- компрессор;
- испаритель.
Компрессор обеспечивает сжимание фреона, заставляя его обращаться в системе. Чтобы преобразить фреон из газообразного состояние в жидкость, необходим компрессор, который обычно располагается в наружном блоке кондиционера. Действие испарителя полностью противоположное, с помощью него фреон из жидкого становится газом. Вентиляторы необходимы для охлаждения всей системы, а дроссель уменьшает давление фреона. Принцип работы кондиционера всегда одинаков, не зависимо от модели или класса, так устроен и напольный и настенный и потолочный кондиционер.
Схема кондиционера состоит:
из внутреннего и наружного блоков, которые объединены в один механизм с помощью медных труб (иногда алюминиевых), по которым циркулирует охладитель, обычно фреон.
В блоке испарителе, который находится во внутреннем блоке кондиционера, происходит преобразование фреона из жидкого в газ под действием теплого воздушного потока, нагретого при работе вентилятора внутреннего блока. Это основной принцип работы всех кондиционеров. Далее фреон испаряется и уменьшает температуру в помещение, в этот момент он полностью переходит в газообразное состояние и аккумулируется в камере компрессора.
Фреон, находясь в газообразном виде, сжимается под действием компрессора до 15-25 атмосфер давления, то есть давление его увеличивается в пять раз. Благодаря этому, происходит увеличение температуры газообразного фреона до 75 - 90°С. Далее он приходит в конденсатор в наружной блок прибора.

На картинке показана схем кондиционера:
1.Компрессор
2.Клапан
3.Схема управления
4.Вентилятор наружного блока
5.Конденсотор
6.Трубки с хладагентом
7.Внутренний вентилятор
8.Испаритель
9 и 10.Фильтра
В конденсаторе кондиционера фреон опять меняется в жидкое состояние из газа, так как происходит обдув его потоком воздуха с низкой температурой и охлаждение. Но при этом происходит значительное повышение давление жидкого фреона. С помощью терморегулирующего клапана ТВР, в котором есть рабочее отверстие, ТВР уменьшает давление фреона до 3 - 5 атмосфер и снижает его температуру, изменяя состояние фреона в жидко-газообразное. Так, охлаждаясь, он выделяет тепло, переходя в жидкое состояние. Затем опять фреон попадает в компрессор и цикл повторяется.
После рассмотрения схемы устройства и работы кондиционера, можно понять, почему основной причиной поломки кондиционера является гидроудар. Это случается, если в компрессор фреон приходит не полностью в газообразном состоянии, и соответственно, в компрессор попадает жидкость, которую он не может сжать. Это приводит к неправильной эксплуатации прибора и к его поломке.
Причиной, по которой фреон не успевает перейти в газообразную форму, является загрязненные фильтры. Они уменьшают скорость испарения фреона, так как условия работы теплообменника не соответствуют требованиям. Именно поэтому необходимо регулярно (1-2 раза в год) чистить фильтры, что значительно увеличит срок службы кондиционера.